С Новогрудчиной связаны имена многих выдающихся людей, известных далеко за пределами Беларуси. Чаще всего вспоминают короля Миндовга, канцлера ВКЛ Иохима Литавора Хрептовича, великого поэта Адама Мицкевича, поэтов Яна Чечета, Винцента Коротынского, первого белорусского мемуариста Федора Евлашевского, первого белорусского фольклориста Соломона Рысинского, художника Язепа Дроздовича, фотографа Яна Булгака, нашего современника, всемирно известного ученого в области астронавтики Бориса Кита и других государственных, научных и культурных деятелей.
Но сегодня, в преддверии женского праздника 8 Марта, поговорим о представительницах прекрасного пола, оставивших свой след в истории Новогрудчины.
ЛИТОВСКАЯ КОРОЛЕВА
В начале XIII века родилась красавица – девушка, которой судьбой было уготовано стать первой и единственной литовской королевой. В историю она вошла под именем Марта.
Ее первый муж, литовский князь Висмонт уже имел преклонный возраст, когда брал юную Марту в жены. История скрывает подробности знакомства Марты и Миндовга, однако, давайте просто представим себе какой-нибудь очередной пир после военного похода, где Миндовг делил чарку меда со своим верным соратником литовским князем Висмонтом и неожиданно ему приглянулась его молодая и привлекательная жена.
Чтобы удержать Миндовга, она стала не просто его любовницей, но и самым влиятельным советником. И не просто советником, а хитрющей манипуляторшей. В начале Марта перессорила Миндовга с его родственниками, потом подговорила избавиться от самого близкого друга и соратника князя Викинта, который успел сбежать и присоединиться к ливонским рыцарям, жмудинам и ятвягам. Началась кровавая междоусобица.
Умирает муж Марты князь Висмонт, если верить слухам, от рук убийц, подосланных Миндовгом. В том же году умирает жена Миндовга. Миндовг и Марта идут под венец, у них появляются наследники престола – Руклис и Рупек.
В 1262-м году умирает первая и последняя королева Литвы, однако даже перед смертью эта непотопляемая женщина не могла не причинить вред. Чтобы защитить своих детей, она вынуждает мужа поклясться взять в жены ее сестру. То, что сестра была замужем, абсолютно никого не остановило, и Миндовг, при живом муже Довмонте, женится очередной раз. Это преступление стало последним для белорусского Макбета. Униженный нальшанский князь организует заговор, и Миндовга убивают.
Вот, наверное, и все, что известно о единственной литовской королеве, таинственной красавице, правившей вместе с Миндовгом.
В одну из драматических страниц XVII века вписано имя Раины Громычиной Маньковской. Она была народной врачевательницей. Для лечения людей она использовала не только заговоры, но и травы, лечебные свойства которых знала от матери и бабушки.
Раина Маньковская была женой священника Мартина Громыки, приход которого находился в селе Ятра возле Новогрудка. Говорили, что Громыка сам читал молитвы и опрыскивал святой водой те травы, из которых готовила снадобья в помощь своим землякам Раина.
Однажды заболел сын Яна Станислава Сапеги в Ружанах. Лучшие врачи не смогли ничем помочь заболевшему. Сапеги обратились за помощью к целительнице Раине. К сожалению ребенок умер через два часа после ее прихода. Возможно, опечаленный отец смирился бы с болью утраты, приписав все непостижимой воле Божией, если бы сам не ощутил странный озноб и боль во всем теле, едва только красавица Раина покинула его жилище. Наверное, Ян Станислав просто заразился от своего сына, но маршалок великий литовский был суеверен, как и большинство его современников, и сразу же подумал о порче и колдовстве. Промучившись в постели две недели и чудом, как он сам считал, спасшись, Сапега обвинил Раину Маньковскую «в покушении на его жизнь, здоровье и семейное благополучие». Виновная разве только в том, что она не имела достаточных знаний, чтобы справиться с опасной болезнью, «попадья Громычина» тут же была брошена в темницу.
Около двух лет тянулось судебное дело, два года продолжались бесконечные допросы и пытки невинной женщины. Дело о покушении слушалось в октябре 1631 года в Наваградском суде. Несмотря на недосказанность обвинения, инквизиторский суд приговорил Раину к смерти через сожжение на костре.
17 декабря 1631 года измученная телесно и духовно Раина Маньковская взошла на костер. Когда огонь уже лизал ее босые ноги, она вдруг, вскинув голову, взглянула прямо в лицо присутствующему на казни Яну Станиславу Сапеге. И когда тот невольно отпрянул назад, не в силах выдержать этот безумный, полный страдания и ненависти взгляд, женщина громко крикнула: «Чтобы было тебе, как мне! Смерть до срока всем, кто будет близок тебе! Неплодность женам вашим и сестрам! И пусть вслед за мною тьма поглотит весь род твой!»
Саломея Регина Русецкая (1718 – после 1760) – первая в истории Беларуси женщина-врач. Писательница и просветительница. Автор приключенческого романа «Авантюры моей жизни».
Родилась под Новогрудком. С 14 лет жила в Константинополе, столице Османской империи (сейчас Стамбул, Турция), вместе с мужем – известным немецким врачом и окулистом, благодаря которому освоила основы врачебной практики, включая офтальмологию. Насколько видно из воспоминаний Саломеи, она внимательно наблюдала за работой своего мужа, помогала ему, научилась выписывать латиноязычные рецепты. И к ней стали обращаться за помощью даже высокопоставленные султанские чиновники. Через некоторое время она набралась столько знаний и опыта, что получила официальное разрешение на врачебную деятельность. По мусульманским обычаям мужчина, даже врач, не имел права посещать гарем, а правоверные мусульманки не имели права лечить мужчин. Христианка же Русецкая могла практиковать и среди мужчин, и среди женщин, и это способствовало ее популярности.
В 1735 году служила в гареме турецкого паши в Софии (Болгария), где благодаря пленному врачу-итальянцу познакомилась с описаниями различных болезней и лекарств, свойствами лекарственных трав, фармакологическими прописями, правилами выписывания рецептов на латыни, получив от него набор книг по медицине и фармакологии.
После преждевременной смерти мужа Русецкая унаследовала довольно значительные средства, которые она тратила в основном на путешествия и милосердие, в том числе на выкуп пленных солдат. Вторично вышла замуж за австрийского офицера, которого выкупила в Болгарии из турецкого плена. Вместе с ним вернулась на родину, жила в городе Несвиж Минской области. В 1738 году занималась врачебной практикой в Петербурге при дворе российской императрицы Анны Иоанновны. Через Польшу, Силезию, Моравию, Австрию совершила поездку в Словению к родителям мужа. Жила в столице Австрии Вене, где числилась лекарем при турецком посольстве, в столице Молдавского княжества Яссах (сейчас в Румынии), где служила придворным лекарем, на Украине. В 1743 году оставила мужа, путешествовала по Европе, посетив Румынию, Албанию, Македонию, Грецию. В 1759 году в Константинополе стала придворным врачом в султанском гареме. В 1760 году написала на польском языке мемуары, обнаруженные в 1896 году. В 1760 году направилась в Палестину. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
София Гройсман
Парфюмер с мировым именем, София Гройсман (Ходош — Гройсман София Петровна, Sophia Grojsman) родилась 8 марта 1945 г. в городском поселке Любча.
В тяжелые послевоенные времена семья жила бедно, и у девочки не было даже игрушек — их Софии заменили прогулки на природе и цветы у дома, среди которых особенно запомнились фиалки. В поствоенной стране, полной трудностей, разрушений и тяжелых воспоминаний, она прожила до 15 лет.
В 1960 году семья эмигрировала в Польшу, где София окончила техникум и получила степень бакалавра аналитической и неорганической химии. Ее «парфюмерный» опыт начался с того, что мать брала дочку на базар — обладая идеальным обонянием, девочка по оттенку запаха безошибочно выбирала самые свежие продукты.
Во время учебы София познакомилась со своим будущим мужем. Спустя пять лет, в 1965 году, семьи Ходош и Гройсман эмигрировали в Америку, воспользовавшись приглашением от еврейской семьи, одной из многих, которых отец Софии Петр Ходош спас из гетто во время фашистской оккупации.
Получив образование химика, София мечтала устроиться на работу, чтобы обеспечить себя и родителей. И хотя о парфюмерной деятельности она не думала, но так случилось, что ее первые шаги на трудовом поприще начались в качестве сотрудницы лаборатории в концерн IFF (International Flavors&Fragrances), который являлся одним из лидеров по производству парфюмерных изделий и ароматизаторов. Когда она проходила собеседование, стало ясно, что ее квалификация выше, чем требуется, но эта работа была необходима Софии для заработка и, как позже выяснилось, чтобы найти свое призвание.
Ее ароматы можно назвать произведением искусства. Среди парфюмеров Софию Гройсман часто называют титаном, так как именно с ее именем связана революция в мировой парфюмерии.
Мировой знаменитостью ее сделал нестандартный подход к созданию запахов. Ее особый взгляд на современные тенденции разрушил классические клише создания ароматов. Одним из самых новаторских ходов стало использование базовых нот в таких комбинациях, чтобы они были ощутимы с самого начала раскрытия аромата.
Знаменитый Tresor — это аромат «вверх ногами»: обычно в духах легкие, летучие вещества испаряются первыми, а густые составляют шлейф запаха; в Tresor первыми нотами стали густые запахи, потому и флакон для этого аромата — в виде перевернутой пирамиды. Сегодня ароматы Софии Гройсман являются одними из самых продаваемых на парфюмерном рынке. Культовые духи Trésor по количеству продаж достигли рекорда «Шанель № 5».
София Гройсман создавала духи и одеколоны для многих знаменитых людей. Среди заказчиков были Элизабет Тэйлор, Нэнси Рейган, Лора Буш, Кельвин Кляйн и другие.
В коллекции Софии также есть один особенный аромат, созданный в честь страны, в которой она родилась. Он носит название «Белая Русь» (или Désir Coulant). Парфюмерный бренд Lambre, представленный в 22-х странах мира, изготовил «аромат Беларуси» с названием «PaVetra» (рабочим названием было «Белая Русь № 5») и поставил его на рынок. На упаковке духов оттеснена выпуклая географическая карта Беларуси.
Она автор более пятидесяти духов, среди которых современная классика — Paris или Yvresse (Yves Saint Laurent), Eternity for Women (Calvin Klein), Trésor (Lancome), Sotto Voce (Laura Biagotti), Sun Moon Stars (Karl Lagerfeld), Jaipur (Boucheron), Calyx (Prescriptives), White Linen (Estee Lauder), White Diamonds (Elizabeth Taylor) и многие, многие другие.