
Вспоминаем скорбные истории Холокоста.

На территории нынешнего Новогрудского района для реализации нацистской программы уничтожения евреев было создано пять гетто. В рамках проекта «Место преступления» мы уже рассказали о двух гетто в Новогрудке и беспрецедентном побеге группы узников. Сегодня вспоминаем другие скорбные истории Холокоста.
Накануне войны в местечке Любча тогдашней Барановичской области порядка девяноста процентов населения составляли евреи. Немецкие войска заняли Любчу 26 июня 1941 года, разместили здесь ортскомендатуру во главе с комендантом-оберлейтенантом Мартином Кноблаухом, полицию, жандармерию, местную полицию из коллаборационистов. Бургомистром Любчи стал Антон Мурашко, комендантом полиции поселка вызвался быть Викентий Комар.
По одним источникам, Любчанское гетто было создано немецко-фашистскими захватчиками в августе 1941 года и просуществовало до 13 июня 1942 года, по другим – в марте 1942-го. На его территории оказалось около тридцати домов, расположенных вокруг синагоги (ныне – Дома культуры). Территория гетто не была огорожена.
– Выжившие евреи, как правило, описывают цепь событий без указания времени, – рассказывает бывший директор Новогрудского историко-краеведческого музея Тамара Вершицкая, которая много лет занимается изучением еврейской темы. – Они указывают на то, что сперва для контроля за исполнением своих приказов немецкие захватчики заставили евреев организовать юденрат (еврейский совет) во главе с Хаимом Бруком и еврейскую полицию и отмечают, что еще до создания гетто группы евреев из Любчи отправляли на работы в Новогрудок и Дворец. Но есть два важных свидетельства, которые расставляют точки над «і». Бывшая узница Любчанского гетто Шифра Соломянская пишет: «На Пурим (март) 1942 года был получен приказ создать гетто и запереть всех евреев в течение недели». А Исраэл-Гершон Янкелевич вспоминал: «15 марта 1942 г. немцы издали приказ о том, что евреям нельзя держать коров или коз и что они должны привести их на рыночную площадь и передать христианам». Из этого можно предположить, что до 15 марта 1942 года евреи Любчи жили в своих домах и имели собственное хозяйство. 1 апреля 1942 года юденрат получил приказ отправить 125 человек в Новогрудок. Исраэл-Гершон был в составе этой группы.


Узников Любчанского гетто немецкие захватчики использовали как бесплатную рабочую силу. Их направляли на разные работы: в деревне Дворец Дятловского района они строили аэродром, в деревне Воробьевичи 600 человек строили дорогу Любча-Новогрудок. 500 евреев были переведены в Новогрудок в гетто на Пересеке. После праздника Песах в местечко приехали гестаповцы, которые арестовали и расстреляли начальника еврейской полиции и юденрата («Холокост на территории СССР»).
Кровавые акции начались весной 1942 года: фашисты и их пособники вывезли за местечко и расстреляли недалеко от кладбища 375 евреев у заранее выкопанных ям (книга «Памяць. Навагрудскі раён»). А 13 июня 1942 года литовский карательный отряд при участии полиции и жандармерии Любчанского района совершил очередной массовый расстрел. Это были последние узники гетто. Жители окрестных сел вспоминали, что крик евреев разносился на всю окуругу, а земля шевелилась еще несколько дней. В книге Кристиана Герлаха «Kalkulierte Morde» («Рассчитанное убийство») есть факт, что, по данным немецких архивов, этим же летом в Любче расстреляли 40 цыган.
– Согласно акту районной чрезвычайной комиссии от 16 марта 1945 года о зверствах и ущербах, нанесенных немцами Любчанскому району Барановичской области, здесь всего было расстреляно 1 531 человек, из них мужчин – 301, женщин – 470, детей всех возрастов – 660, – отмечает заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат. – В документе написано, что «перед расстрелом обреченных на смерть раздевали, а затем прикладами и палками загоняли живых в яму, вырытую самими же обреченными, куда были направлены фашистские автоматы и винтовки. По окончании злодеяния ямы зарывались, несмотря на то, что многие были только ранены…». Аналогичные обстоятельства расстрела мирного населения местечка Любча засвидетельствованы в акте местной чрезвычайной комиссии от 30 сентября 1944 года об ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками, их пособниками по местечку Любча.

Из архивных показаний свидетеля К. Шпаковской в сентябре 1946 года: «Летом 1942 года в м. Любча был произведен массовый расстрел советских граждан еврейской национальности. Еврейское гетто было окружено полицейскими. Всех содержавшихся в гетто в тот день, рано утром, примерно более 300 человек, пешим порядком отвели за кладбище, недалеко от м. Любча и расстреляли…»
– Жители Любчи из поколения в поколение передают историю, как во время одной из фашистских акций еврейская девочка лет трех вырвалась из толпы и побежала в сторону поселка, – рассказывает историк-краевед, начальник отдела идеологической работы Новогрудского райисполкома Наталия Жишко. – Эсэсовец поднял ее на руки, дал конфету, она ручкой обняла его за шею, потрогала погоны. Он отнес ее к кладбищу и собственноручно… застрелил! Каким же нелюдем надо быть, чтобы сотворить такое?!
Судьба ста евреев, живущих в деревне Делятичи, была также предопределена: там было организовано гетто, из которого узники выводились на принудительные работы. Потом их перевели в Любчу и вскоре расстреляли за местным кладбищем. В еврейской книге памяти «The Yitzkor Book of Lubcha and Delatichi. Belarus’, JewishGen, 2014» есть воспоминания свидетелей и список евреев местечка Любча и деревни Делятичи, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками в июле 1942 года.

Воробьевичи. Дорога, политая кровью
Воробьевичское гетто немецко-фашистские захватчики создали весной 1942 года как трудовой лагерь. Сюда перевели более 600 евреев из гетто местечка Любча для строительства дороги Любча – Новогрудок. Для того чтобы евреев ежедневно не отвозить назад, выделили им помещение в конюшне имения Щербы. Гетто круглосуточно охраняли полицаи, на принудительные работы узников также водили под конвоем. По архивным данным, в гетто содержались 635 человек.
– Изучая материалы архивного уголовного дела, мы обнаружили свидетельства П. Валентюкевича, датированные октябрем 1944 года, – рассказывает заместитель прокурора Гродненской области Андрей Скурат. – Тот утверждал, что «все еврейское население, которое находилось в лагере до расстрела, выполняло работы по ремонту узкоколейной железной дороги и шоссейной дороги, идущей из Новогрудка в м. Любча…».
К моменту завершения строительства дороги рядом с деревней по приказу немецкого командования был вырыт большущий ров. А 8 августа 1942 года фашисты совместно с полицаями провели «акцию» по уничтожению евреев, содержащихся в Воробьевичском гетто. Расстреливали на протяжении трех часов.
«…Людей раздевали догола. Фашистские палачи выводили группами по 10 человек ко рву, укладывали лицом вниз и зверски расстреливали их из автоматов, а некоторых недострелянных комендант полиции м. Любча Комар Викентий, полицианты Шоцкий, Поличейко, Лукашевич и другие добивали палками. На трупы укладывалась новая партия живых людей, которые также расстреливались. На протяжении 3-х часов комендантом жандармерии Францам и вышеупомянутыми палачами-полициантами было зверски расстреляно 635 евреев. Трупы были засыпаны небольшим слоем земли…» (из акта рабочей комиссии от 21 сентября 1944 года по расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на территории Воробьевичского сельсовета).


В момент расстрела несколько человек пытались бежать, однако были расстреляны. Установить поименный список расстрелянных по настоящее время не представляется возможным.
– О жизни и смерти узников гетто рассказывали сами полицаи, чьи показания содержатся в архивных уголовных делах, – подчеркивает Андрей Скурат. – В протоколе допроса обвиняемого Н. Гесть в ноябре 1946 года есть такие свидетельства: «Всего евреев содержалось в одном сарае около 300 человек примерно. Днем все евреи ходили на работу по устройству дороги, а на ночь их заводили в этот сарай. Примерно в июле 1942 года в д. Воробьевичи приехал немецкий карательный отряд СС и часть полицейских сразу же окружили сарай, где содержались евреи. Затем стали их немцы выводить, строить в строй. Когда все евреи из сарая вышли, их посчитали. После этого весь строй по указанию немецких офицеров конвоировали до рва, что будет в метрах 300 от сарая, где содержались евреи. Немецкий карательный отряд скомандовал всем евреям ложиться над ямой. Сам расстрел осуществлял немецкий карательный отряд. После того как все евреи были расстреляны, полицейские стали зарывать их землей. Возвратившись в гетто, стали руководить отправкой имущества расстрелянных евреев в местечко Любча».
Аналогичные показания дал допрошенный в ноябре 1945 года полицай Н. Левшук: «…На рассвете августа 1942 года, числа не помню, в д. Воробьевичи к гетто стали прибывать автомашины с немецкой жандармерией, а также с латышской жандармерией и полицейскими немецкого гарнизона м. Любча. …Всех евреев вывели на дорогу, ведущую от Любчи в Новогрудок, где остановили. Немецкая жандармерия отдала приказ всем евреям лечь на землю, и один из приехавших на автомашинах немецкий жандарм начал отсчитывать лежащих евреев, приказывал им встать, раздеться здесь на дороге и по десять человек с другими жандармами и полицейскими отгоняли к большой яме, где и расстреливали. Когда был расстрелян последний человек, нам жандармерия приказала засыпать землей расстрелянных евреев. Когда я подошел к расстрелянным евреям, многие еще подавали признаки жизни. В это время один из полицейских вытащил пистолет и на моих глазах достреливал евреев, а я вместе с другими полицейскими закапывали расстрелянные трупы…»
На месте захоронения узников Воробьевичского гетто в 1963 году установлен памятник, который в 2005-м заменен на новый с сохранением прежнего текста. Захоронение паспортизировано. На памятнике, по мнению бывшего директора Новогрудского историко-краеведческого музея Тамары Вершицкой, ошибочно указано количество расстрелянных – 950 советских граждан. Данная цифра ничем не подтверждена. Как уже указывалось выше, согласно архивам гетто, в лагере содержалось, а затем было расстреляно 635 мирных граждан еврейской национальности.
В сердцах и камне
В 1997 году на открытие памятника на еврейском кладбище в Новогрудке собрались евреи из разных стран. Вместе с группой, организованной почетным гражданином Новогрудка Джеком Каганом, из Манчестера приехала Ив Болковер, чья семья покинула Любчу до войны. Побывав на церемонии, она захотела поставить памятник землякам и в Любче.
– Для евреев есть три главных объекта, без которых община не может существовать: синагога, кладбище и миква (ритуальная баня), – отмечает Тамара Вершицкая. – От еврейского кладбища в Любче на тот момент практически ничего не осталось. Часть кладбища была застроена домами, удалось найти лишь один фрагмент надгробного камня. По согласованию с местными властями решили поставить памятник на свободной части кладбища. На открытие памятника летом 1998 года Ив привезла четверых своих сыновей, чтобы они знали, откуда их корни. А в 2014 году в Любчу из Америки приехали братья Ариэль и Брайен Лаки. Их предки также покинули Любчу по экономическим причинам в начале XX века.
Братья Лаки – творческие люди, решившие открыть для себя родину предков. Ариэль – известный актер и музыкант. Мужчины побывали в Любче и Налибокской пуще, где действовал еврейский партизанский отряд Бельского. А вернувшись домой и посоветовавшись с родственниками, решили оградить незастроенную территорию кладбища. Ариэль прислал чертежи, и в 2015 году мы это сделали. Когда-нибудь Ариэль и Брайен привезут сюда своих детей, как это делают Кушнеры, Гари Резник и многие другие новогрудские евреи.
В Дни памяти жертв Холокоста на этом святом месте собираются жители городского поселка Любча. История гетто для них – не просто исторический факт, а пережитая и пропущенная через души трагедия родной земли, политой кровью предков. Они помнят. А вспоминая жертв человеконенавистнической гитлеровской политики, говорят «Нет!» геноциду, антисемитизму, расизму и другим формам нетерпимости.
В народном историко-краеведческом музее Любчанского края, который работает в Любчанской средней школе с 1964 года, в разделе «Великая Отечественная война» есть экспозиция, посвященная событиям минувшей войны, где бережно хранятся воспоминания реальных людей-земляков, сражавшихся за освобождение страны от фашистской чумы и истории жертв Холокоста. А днями на третьем этаже учебного заведения открылась новая экспозиция на тему «Геноцид белорусского народа». Юные краеведы даже записали видеоэкскурсию на тему «Это не должно повториться» и опубликовали ее в открытом интернет-пространстве.



– В пяти гетто на Новогрудчине во время немецкой оккупации было убито и замучено более 11 тысяч мирных жителей – женщин, детей, мужчин, – констатирует Наталия Жишко. – Людей уничтожали по национальному признаку – только за то, что те были евреями и испокон веку жили на этой земле. У таких преступлений против человечества нет и не может быть срока давности, их нельзя ни простить, ни забыть…
Память об этих событиях важна не только как напоминание и осуждение преступлений нацистов, а и в назидание будущим поколениям об опасности преследования людей на основе расы, этнического происхождения, религии. Во имя светлой памяти всех безвинно павших во время Великой Отечественной войны земляков мы обязаны сберечь мир и не допустить повторения нацизма.


