Корреспондент «СГ» узнала, что общего у молотка и ажурного искусства
Вы когда‑нибудь плели кружева? А пробовали создать этот тончайший шедевр с помощью… молотка и отвертки? Обязательно попробуйте — впечатления по‑настоящему незабываемые. Даже если скептики будут уверенно заявлять, что вытинанка — всего лишь узоры, вырезанные из бумаги, не спешите делать выводы. По крайней мере пока своими глазами не увидите работы народного мастера Беларуси, лауреата специальной премии Президента деятелям культуры и искусства Натальи Климко. Чтобы поближе познакомиться с удивительным искусством традиционной выбиванки, занесенной в Государственный список историко‑культурных ценностей Республики Беларусь, освоить технику создания узоров на бумаге и выяснить, чем белорусская вытинанка отличается от китайской, журналист «СГ» отправилась в Новогрудок.
Тонкое искусство
В рабочем кабинете Натальи Климко особая аура. Что создает ее — невероятно нежные, воздушные вытинанки или природное обаяние и увлеченность творчеством, — определить трудно. Зато совершенно понятно: сегодня нас ожидает настоящая магия.
— Сама я с Витебщины, кто бы мне сказал, что буду возрождать наследие Новогрудчины, — с улыбкой встречает нас Наталья Александровна. — Жизнь порой совершенно непредсказуема и делает удивительные повороты. Сначала думаешь про некоторые события: что‑то незначительное. А потом понимаешь: судьбоносное.
Так случилось и с выбиванкой: начиная творческий путь, мастер представить не могла, что будет заниматься ею. А потом были непростые 1990‑е, попытки удержаться на плаву, поиск своего места в жизни, возвращение в сферу культуры и учеба в профильном вузе. Темой дипломной работы стала именно традиционная новогрудская вытинанка.
— Помню, поехали с выставкой в Гродно, ко мне подошел журналист и поинтересовался, чем новогрудские мастера отличаются от остальных. И знаете, я тогда крепко задумалась: действительно, чем? Где именно та региональная изюминка, которая делает наше творчество особенным? — возвращается в прошлое собеседница. — Случай свел меня с Ниной Петровной Шурак — человеком талантливым и многогранным. Многим ремеслам она научилась от своей матери, объездила с экспедициями более 200 деревень района, собирала экспонаты для местного историко‑краеведческого музея. Создавая экспозицию, посвященную истории родного края, вспомнила, как украшали окна в ее родном доме — вытинанкой с сеткой. Так началось возрождение искусства традиционной новогрудской выбиванки.
Даже тогда Наталья Климко не думала, что со временем эта самая выбиванка станет не просто увлечением — частью ее жизни. Признается: когда встал вопрос о теме дипломной работы, предполагала, что это будет роспись. А когда показала руководителю ажурные шедевры, выбитые на бумаге с помощью молотка, других вариантов просто не осталось.
— Это был целый комплект, который назывался «Свята»: набожник, занавески, салфетки. Помню, рассказала о своей работе Нине Петровне, та очень обрадовалась, обещала поделиться мастерством. А когда я приехала, узнала, что она попала в больницу. Так получилось, что свою дипломную коллекцию делала в ее честь, — вспоминает Наталья Александровна.
На одной из стен рабочего кабинета мастера — произведения Нины Шурак. Их кажущаяся простота обманчива: в каждом полотне скрыта глубина, притягивающая взгляд и заставляющая задержаться, чтобы прочесть интересную историю, вплетенную в незатейливые узоры. Вглядываюсь — и не перестаю удивляться: все это создано с помощью расплющенного гвоздя и молотка.

